Кто слышал, как свистнула стрела, отбитая стремительным взмахом меча? Кто видел, как мелькнули клыки, и кожей чувствовал голодное дыхание оборотня? Кто навсегда запомнил пронзительный визг упырицы, скакнувшей к желанной человеческой плоти?

“Что? Вы слышали и видели всё это? И остались при этом живы?!!.. Определенно, сударь, вы трижды в жизни встречали ведьмака. А ну-ка, садитесь сюда, поближе к очагу. Марыська, подай пива гостю, и пожрать чего-нить побыстрее — не беспокойтесь, почтенный, всё за счет заведения. Да вы не стесняйтесь. Это сынки мои, а это постояльцы, кметы да кметки почтенные. Вон тама в углу местный друид сидит, ему до людёв дела нету... Хм, смотри-ка, тоже уши навострил; видать, интересно про ведьмаков послушать. А вы-то сами, сударь, кто? Поэт? Говорите, с одним из ведьмаков несколько лет рука об руку странствовали? Во дела...
Ну так потешьте рассказом! Какие они, эти ведьмаки?”

И вправду, какие?
Мы идем в мир, где людьми всевластно правит Предназначение, где извечные законы сказки и правила героической саги переплетаются воедино, создавая уникальное пространство, сшитое скобами жестокого реализма, но, вместе с тем, пронизанное поэтикой удивительной красоты и силы.

Образ сказочного мира

C первого взгляда мы видим перед собой мир разрозненной сказочной страной, в которой мелькают слегка измененные европейские имена и названия и явно прослеживаются сюжеты, аналогичные привычным сказочным. Но на поверку известные с детства герои (Белоснежка, Красавица и Чудовище, Золушка, короли, шуты, рыцари и т.д.) оказываются не совсем или совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в детских сказках.

Обманутая принцесса, лишенная трона и постоянно спасающаяся от наемных подсылаемых мачехой убийц, — Белоснежка Сапковского, — чтобы выжить вынуждена стать жестоким и циничным созданием. Добрые и слегка глупые короли оказались людьми недалёкими и развратными, хоть и практичными. Эльфы из эфирных созданий фольклора превратились в надменный и жестокий народ, вымирающий и ненавидящий людей, причину своего вымирания. Многочисленные монстры терроризируют сказочное королевство — и хуже монстров оказываются люди, ведущие себя отнюдь не по-сказочному. При этом на всех живущих в этой сказочной стране действуют жесткие законы сказки — правило Третьего раза, сила данного слова и обещания, нерушимость проклятия, и так далее.

И в этой мрачной, на первый взгляд, действительности, работают пугающие, возможные лишь в этом мире воины-мутанты, очищающие вселенную от чудовищ. Ненавидимые и презираемые людьми, чужие среди них, не имеющие друзей и родственников, они ведут непрерывную борьбу со злом, угрожающим человечеству. Наёмники, работающие за плату. Непревзойдённые фехтовальщики, владеющие основами тайной магии. Уже не люди. В общем, ведьмаки... И нетрудно догадаться по аналогии, что эти самые ведьмаки впоследствии оказываются самыми человечными из всех населяющих сказочное королевство существ.

Как так получилось

"Первым был выброшенный волной на берег Жёлудь, а из Жёлудя возрос Великий Блеобхерис, самый древний из дубов. Стоя под ветвями Блеобхериса, меж его извечных корней, не следует забывать о наших собственных, братских корнях, о земле, из коей корни эти вырастают""- Так первыми в мире были краснолюды?
- Если быть точными - гномы. В этой части света"

Мир этот спокойно жил-поживал, отданный Старшим Расам (эльфам, краснолюдам, гномам и низушкам). Гномы, краснолюды и низушки, старейшие народы на Континенте, появились здесь в незапамятные времена, затем пришли эльфы, переселившиеся из родного мира, который опустошили, и теперь нуждались в новом доме. В те времена перемещение между планами было привилегией многих созданий, и в первую очередь — эльфских магов-ведунов. Aen Undod (Единый Народ) после неизвестной катастрофы разделился на две разные группы - Aen Elle (Народ Ольх) и Aen Seidhe (Народ Гор). Aen Elle завоевали один из миров и приспособили его для своего народа. Aen Seidhe же приплыли на Континент на Белых Кораблях - с этого события и начинается отсчёт "нашей эры". Они обжились на новом месте, построили свои города. И ничего бы не изменилось, если бы не грянул по неизвестной причине великий катаклизм, потрясший множество миров — Сопряжение Сфер.

Сопряжение Сфер затронуло целую вереницу миров, отчасти смешало их границы, сделало их на короткое время легко преодолимыми. И сонм разнообразных монстров из чужих вселенных обрушился на мир, который выбрали для своей спокойной доли эльфы. Самыми чудовищными из этих монстров оказались люди, приплывшие неизвестно откуда на четырех кораблях. Они высадились на земли Севера и с тех пор расплодились в великом множестве. В довершение всего, после Сопряжения мировые константы были нарушены, и теперь прохождение между мирами сделалось практически невозможным — даже для эльфийских ведунов. Это означало серьезную трагедию — ведь эльфы, существа великие, надменные и гордые, собирались кочевать из мира в мир, используя миры для своих нужд.
А тут так случилось, что выползшая из реки слабая и быстроживущая раса “недоносков”, поначалу вообще не принимаемая всерьез, теперь размножилась и развилась с невероятной скоростью, став реальной угрозой власти бессмертных. Человеческие маги оказались ничуть не слабее эльфских, а вот способности к выживанию у человечества были куда выше. Надменность не прошла для эльфов даром — став сильнее, люди начали войну против них и победили в этой войне, загнав старший народ в резервации и едва полностью не истребив.

Прошли столетия

Отвоевывая у монстров и представителей других рас каждую пядь земли, люди расселились по материку, оставляя исконным обитателям крошечные территории и птичьи права в совместных государствах и городах. В этой ситуации и существовал мир — чудовища множились и, истребляя простой люд, причиняли человечеству много неудобств и даже страданий. Ответом на них стали ведьмаки — тайный цех, созданный для борьбы с чудовищами.

Ныне ведьмаков осталось очень мало. Секрет их создания безвозвратно утерян, а век их, вместе с иными пережитками Сопряжения Сфер, подходит к своему логическому концу. Последний оплот ведьмаков - крепость Каэр Морхен - ветха и сокрыта от посторонних, дорогу туда знают лишь ее обитатели и некоторые доверенные лица. Обитатели же мира не особенно любят ведьмаков, как и эльфов, как и все, что от людей отличается, а необразованные темные кметы и вовсе чураются их, опасаясь сглаза, порчи и всяческих суеверий.

Эльфские ведуны всё это время не сидели, сложа руки. Они тщательным образом выводили, культивировали в процессе жесткого генетического отбора особый дар, присущий некоторым из ведунов — ген Старшей Крови. Он дает носителю высшие магические силы — в том числе, власть над пространством и временем. Эльфы жаждут вырваться из этого мира, остановить вымирание, сменить свое жалкое существование на свободу. Они хотят вернуть утраченную власть, статус существ межмирных, истинно высших. Но, когда у эльфов это практически вышло - все идёт не так: носительница Гена - Лара Доррен аэп Шиадаль влюбляется не в того, кто предусмотрен программой отбора. В молодого мага Крегеннана из Леда. В человека. Ген передается ее дочери — и кровь эльфов растекается в крови людской. Носители гена из старшего народа мертвы, и ген, утерянный, гуляет в человеческих землях, а Предназначение следит за ним пристально, коверкая и ломая судьбы. Поколение за поколением.

Магия:

В мире “Ведьмака” магия и маги с их интригами являются едва ли не основной движущей силой. Прекрасные чародейки, разодетые в шелка и драгоценности, с помощью косметологической магии становятся красавицами и получают возможность жить втрое, вчетверо дольше, чем обычные люди. Маги-мужчины в этом отношении от волшебниц мало чем отличаются. Вот такие люди реально правят Севером. А большинство политических вопросов решается на ежегодном Чародейском Сборе на острове Танедд. Маги наделены немалой силой, пугающей людей, — а потому порой чародей может порой шарахнуть кулаком по столу советов на приеме у какого-нибудь короля и сказать ему: “Ты, Визимир, дурак, и генералы у тебя придурочные! Делать будем так...”. Разумеется, королям не нравится это свободолюбие. Но северным владыкам порой нечего противопоставить чародеям, обладающим невиданным могуществом.
Впрочем, представители магического сословия обычно предпочитают держаться в тени, довольно и того, что фактически при каждом короле существует какой-нибудь чародей, наделенный немалым влиянием.
Однако, среди магов есть как политики, так и научные деятели, политикой не шибко интересующиеся.

© В статье использован материал с сайта "Мир фантастики" за авторством А. Карелина